Новости

Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам укрепления финансового положения регионов – В. Матвиенко

Председатель Совета Федерации выступила на парламентских слушаниях, посвященных рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.


Работа по подготовке главного финансового документа страны с самого начала ведется всеми профильными комитетами Совета Федерации, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
, открывая заседание парламентских слушаний «О параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Касаясь основных особенностей представленного проекта бюджета, Валентина Матвиенко подчеркнула, что страна возвращается к трёхлетнему планированию. «Это значимый и очень верный шаг. Это повышает степень определенности в экономике, даёт возможность хозяйствующим субъектам строить планы на среднесрочную перспективу. Совет Федерации неоднократно подчеркивал необходимость возврата к трёхлетнему бюджету».

Глава СФ обратила внимание, что впервые за многие годы предложен столь жёсткий вариант федерального бюджета – в течение ближайших трёх лет расходы будут уменьшаться. По словам Валентины Матвиенко, сокращение расходов, а также меры по увеличению доходов должны позволить уменьшить дефицит бюджета. «В сегодняшних условиях совершенно оправданно, что мы оптимизируем расходы, стремимся обеспечить сбалансированность бюджета. Только под оптимизацией правильно понимать не механическое сокращение, а разумное и точное перераспределение расходов», — считает Председатель Совета Федерации.

Она уверена, что нужен не просто бухгалтерский документ, в котором дебет сводится с кредитом, а бюджет развития, бюджет надежды, бюджет успеха. «Бюджет должен стать «драйвером» роста экономики, реализации политики технологической независимости, повышения производительности труда, развития инфраструктуры, и главное, улучшения качества жизни наших граждан».

Представляется крайне сомнительным, отметила Валентина Матвиенко, что стагнацию можно преодолеть путём сдерживания роста реальных доходов населения и сокращения внутреннего спроса. «Стоит ли бояться умеренного дефицита бюджета, ведь во многих развитых странах это вполне нормальная ситуация».

Председатель СФ предложила для пополнения доходной базы задействовать ранее нераскрытые ресурсы. Например, повышение эффективности администрирования и планирования налоговых доходов, сокращение задолженности по налогам и сборам.

Глава СФ считает необходимым подумать как об упрощении процедур уплаты налогов, так и об ужесточении санкций в отношении злостных неплательщиков. Только в прошлом году бюджет не досчитался более 40 миллиардов рублей из‑за манипуляций с объёмом проданного алкоголя, добавила глава СФ. «Совет Федерации настаивал на принятии конкретных мер по изменению ситуации. И совместные усилия по формированию эффективного механизма налогового администрирования начали приносить свои плоды». Так, рост поступлений акцизов на крепкую алкогольную продукцию за девять месяцев текущего года составил больше 20 процентов, а контроль при импорте позволил увеличить таможенные платежи в четыре раза — до 31 миллиарда.

Смотрите также

Вместе с тем, подчеркнула Валентина Матвиенко, положение на алкогольном рынке остаётся сложным. За последние годы отмечена устойчивая тенденция снижения легального производства алкоголя, рост теневого рынка и значительное сокращение поступлений акцизов в бюджет. К сожалению, пока не видно качественных улучшений в работе Росалкогольрегулирования, отметила она.

Ещё одним возможным ресурсом для пополнения бюджетных доходов Председатель СФ назвала повышение акцизов на табак и введение акцизов на так называемые вредные продукты. «Здесь можно действовать смелее. Положительным образом на доходах бюджета должно сказаться расширение перечня подакцизных товаров и ряд других мер».

Валентина Матвиенко проинформировала, что традиционно Совет Федерации исключительное внимание уделяет вопросам укрепления финансового положения регионов. Палатой подготовлен и разослан субъектам Федерации аналитический доклад «Об основных направлениях государственной региональной политики», напомнила она.

Парламентские слушания «О параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»
Председатель Счетной палаты Т. Голикова
Министр финансов РФ А. Силуанов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания «О параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Министр финансов РФ А. Силуанов

Парламентские слушания «О параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»

1 из 14

Председатель Счетной палаты Т. Голикова

2 из 14

Министр финансов РФ А. Силуанов

3 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

4 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

5 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

6 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

7 из 14

Парламентские слушания «О параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»

8 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

9 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

10 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

11 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

12 из 14

Парламентские слушания, посвященные рассмотрению проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

13 из 14

Министр финансов РФ А. Силуанов

14 из 14

Ситуация здесь непростая, подчеркнула глава СФ. «Государственный долг субъектов Федерации растет и к концу года ожидается на уровне почти двух с половиной триллионов рублей. В четырнадцати регионах он превысил объём бюджетных доходов. И без того сложное положение усугубляется интенсивной передачей на их уровень необеспеченных финансированием полномочий», — констатировала она.

Проведено исследование по 24 субъектам Федерации – объём выделяемых им субсидий и субвенций на реализацию переданных полномочий составляет от 36 до 89 процентов необходимого объема финансирования.

Спикер напомнила, что состояние региональных бюджетов подробно обсуждалось в рамках мероприятий Совета Федерации, в том числе с участием заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака, Министра финансов РФ Антона Силуанова.

«Многое из того, о чём мы говорили, в текущем проекте бюджета учтено. Так, например, идёт работа по консолидации субсидий, и регионам теперь не придётся получать деньги лишь в конце года», — сказала глава СФ.

В качестве позитивных моментов бюджета она отметила повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности, рост дотаций как в абсолютном, так и в относительном выражении, постепенный отказ от такого непрозрачного вида трансфертов, как «иные межбюджетные трансферты», а также централизацию для дополнительного перераспределения одного процентного пункта налога на прибыль. При этом Председатель СФ заметила, что делать это надо за счёт федеральной, а не региональной составляющей налога на прибыль.

Валентина Матвиенко считает важным, что Правительство после неоднократных рекомендаций Совета Федерации выразило готовность пойти на согласованную с регионами поэтапную отмену льгот по региональным и местным налогам, введённым решениями на федеральном уровне. «Все эти меры будут способствовать повышению прозрачности межбюджетных отношений, предоставят больше свободы губернаторам при определении приоритетов и позволят им лучше сбалансировать бюджеты», — уверена она.

Вместе с тем, глава СФ объяснила, что в текущем году объём трансфертов планируется «урезать» более чем на 8 процентов, то есть на 136 миллиардов рублей. «В проекте бюджета на следующий год мы отталкиваемся от этого уменьшения. Поэтому формально общая сумма трансфертов в следующем году увеличится на 60 миллиардов рублей, а к 2019 году – снова сократится. По факту в результате всех этих «манипуляций» мы получаем уменьшение финансирования регионов», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

Чтобы не допустить этого, она предложила зафиксировать объём межбюджетных трансфертов и установить мораторий на его сокращение хотя бы в течение трёх бюджетных лет.

При этом спикер сообщила, что получила целый ряд обращений от губернаторов – они встревожены тем, что с 1 января 2017 года предусматривается снижение на 30 процентов норматива зачисления акциза на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ. «Такая мера приведёт к снижению объёма финансирования региональных дорожных фондов, это противоречит и указаниям и поручениям Президента РФ, который поручил удвоить ремонт федеральных и региональных дорог», — заявила Валентина Матвиенко.

Председатель СФ считает, что нужно двигаться в сторону формирования новой системы межбюджетных отношений, стимулирующей регионы на развитие собственного экономического потенциала. В связи с этим она напомнила о действовавшей ранее базовой схеме распределения налоговых и неналоговых платежей – 50 на 50 процентов.

Валентина Матвиенко предложила подумать и о повышении эффективности налоговой системы в целом. Много справедливых нареканий вызывает взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, отметила она.

Другой проблемой глава СФ считает введение института консолидированных групп налогоплательщиков. Сама по себе идея правильная, но способ её реализации привёл к большим потерям для бюджетной системы, сказал она. «Речь не о том, чтобы прямо сейчас менять всю налоговую систему, но исследовать эти проблемы, задуматься о поэтапном проведении серьёзной налоговой реформы пора».

Валентина Матвиенко сказала о том, что Совет Федерации не может согласиться с планами Правительства о сокращении выделяемых регионам бюджетных кредитов. На 2017 и 2018 годы они запланированы в объёме по 100 миллиардов рублей. Это в три раза меньше, чем в нынешнем году. Председатель считает, что в целом надо изменить подходы к коммерческому кредитованию регионов. «Полагаю необходимым рекомендовать Банку России разработать отдельную нормативную базу, регулирующую кредитование регионов банками, в том числе, предусмотреть специальные требования в области создания резервов по региональным долговым обязательствам, заявила она.

Глава СФ напомнила, что Президент России Владимир Путин, выступая в Государственной Думе, указал, что при работе над федеральным бюджетом необходимо в полном объёме обеспечить финансирование приоритетных проектов. По оценке Правительства, только в следующем году на реализацию приоритетных проектов потребуется около 150 миллиардов рублей. Часть этих денег предусмотрена в рамках государственных программ. «Мы далеки от программного принципа формирования бюджета и расходования средств в увязке с конкретным результатом. Государственные программы так и не стали основой бюджета», — заявила Председатель СФ. Государственные программы должны стать связующим звеном между стратегическим и бюджетным планированием, уверена она.

В свою очередь Министр финансов России Антон Силуанов отметил, что первое представление проекта бюджета всегда происходит в Совете Федерации. «Это очень важно, потому что значительная часть бюджета посвящена региональной тематике. Мы рассматриваем в целом бюджетную систему, которая состоит не только из федеральной части, но из региональной и муниципальной».

«Нам пришлось формировать жесткий бюджет, который отвечает, с одной стороны, возможностям экономики, с другой — требованиям по обеспечению ее роста», — сказал министр.

Антон Силуанов считает, что трехлетнее планирование бюджета — это ориентир для бизнеса, для граждан. «Какие программы мы будем выполнять, как будет строиться налоговая система, какие операции на финансовом рынке мы будем проводить. Это очень важно, в том числе, для оценки инвесторами своих инвестиционных планов — вкладывать в экономику или выводить деньги за рубеж».

Министр отметил, при подготовке бюджета ведомство исходило из консервативных оценок, в частности, из расчета цены на нефть сорок долларов за баррель. «Мы должны строить наш бюджет вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Мы должны быть уверены, что при любых внешнеэкономических условиях обеспечим те обязательства, которые закладываются в бюджет», — подчеркнул Антон Силуанов.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова указала на ряд рисков при реализации проекта бюджета и лежащего в его основе прогноза социально-экономического развития страны. По мнению Счетной палаты, существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2017–2019 годах в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, обеспечивающих восстановление экономического роста в плановом периоде.

Заместитель Председателя Центробанка Ксения Юдаева отметила необходимость постоянных усилий по проведению структурных преобразований, снятию барьеров для развития конкуренции, совершенствованию человеческого капитала. «Важна также макроэкономическая стабильность, чтобы усилия людей и бизнеса в сфере экономического развития не были сведены на нет в результате схлопывания «финансовых пузырей» и бюджетных кризисов», — сказала она.

Чтобы не создавать рисков неконтролируемого роста государственного долга, финансовой и экономической нестабильности, необходима программа постепенной бюджетной консолидации, подчеркнула зампред ЦБ. «Желательно проводить ее таким образом, чтобы снижалась доля непроизводительных расходов, повышалась эффективность бюджетных расходов, способствующих стимулированию инвестиций и совершенствованию человеческого капитала», указала Ксения Юдаева.

В ходе дискуссии председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров Азаров
Дмитрий Игоревич
Временно исполняющий обязанности губернатора Самарской области
Азаров Дмитрий Игоревич
отметил, что в проекте бюджета сокращены средства на финансирование государственных программ по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, а также Северокавказского федерального округа. Глава Комитета СФ предложил отразить в рекомендациях по итогам слушаний предложение сохранить объемы средств федерального бюджета, предусмотренные в госпрограммах, исходя из установленных общенациональных приоритетов ускоренного развития этих регионов.

Заместитель Председателя СФ Евгений Бушмин Бушмин
Евгений Викторович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
Бушмин Евгений Викторович
затронул темы доходов региональных дорожных фондов и сокращения бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

По итогам обсуждения Антон Силуанов отметил, отвечая на вопросы журналистов, что проблемам региональной политики в ходе обсуждения было уделено значительное внимание.

 «В 2017 году мы серьезно меняем межбюджетные взаимоотношения с регионами как в области налогов, так и в области трансфертов», — сказал Министр. «Мы увеличиваем нецелевые объемы поддержки регионов, чтобы дать больше прав губернаторам в распоряжении своими ресурсами. Считаю, что в нынешних условиях это оправдано. С другой стороны, предоставляя такие виды поддержки, мы будем требовать от регионов выполнения условий по созданию источников роста, новых рабочих мест, целый ряд других позиций».

2017 год будет посвящен предметной работе с субъектами РФ в части повышения эффективности региональных и муниципальных бюджетов, подчеркнул Антон Силуанов.